Воздействие на чувства. Устный экзамен по русскому языку и нескучное сочинение. (УГ Москва)

​Всем известно, что Новый год для учителей начинается 1 сентября. И поэтому на вопрос «Что нового нам принесет грядущий год?» учителя знают ответ уже в сентябре. Для учителей русского языка, а также для учащихся 9-х классов грядущий год несет устную часть экзамена по русскому языку. И новость эта важна для всех - развитие речи учащихся теперь выходит на первый план. Предполагается, что результат итогового собеседования уже в апреле 2018 года для выпускников девятых классов станет пропуском к экзаменам. Конечно, основная работа по формированию речи детей проводится на уроках русского языка. И особенное значение теперь следует придавать урокам развития речи и урокам подготовки к сочинениям.

Из всех типов сочинений описание человека, казалось бы, должно быть самым интересным и несложным для учеников. Итак, знакомимся с примерами описаний из художественной литературы, составляем план с перечислением элементов внешности человека (описываем цвет глаз, форму лица, носа, губ) - и... И получаем сочинения, подобные описанию Дубровского, составленному исправником: «роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».
Почему же так происходит? Во-первых, часто при написании сочинения дети забывают очень важную вещь - для чего они пишут сочинение, то есть цель своей работы. Поэтому очень важно на уроке подготовки к сочинению акцентировать внимание учеников на том, что сочинение-описание предполагает использование художественного стиля, а значит, целью должно быть воздействие на чувства и мысли читателей с помощью созданных образов. Вторая немаловажная причина - недостаточный словарный запас. Разумеется, уроки развития речи должны в первую очередь развивать речь, расширять активный словарный запас ребенка. Вот тут и возникает противоречие - если ребенок использует имеющийся запас слов, зачастую весьма небогатый, то пополнения активного запаса слов не происходит. А если ребенок не узнает ничего нового, то ему просто становится скучно. Скучными получаются и сочинения.
А если предложить учащимся описать друг друга? Вызываю добровольца, всем классом составляем его описание. Появляется интерес, оказывается, предметом описания может стать каждый. Но интересно ли читать (слышать) о себе: «карие глаза, небольшой нос, тонкие губы»? Нет. Значит, что-то надо менять. А если вместо слова «карие» взять слово «шоколадные»? А вот это уже интереснее!
Далее я предлагаю ученикам распределить определения, относящиеся к описанию глаз, на три колонки: цвет, форма, выражение характера, внутреннего мира, эмоций. Интереснее и быстрее это делать на интерактивной доске или с помощью сценария урока, заранее подготовленного с использованием платформы МЭШ.
То же самое проделываем с определениями, относящимися к описаниям губ, носа, щек. Определения подбираем из словаря эпитетов. Обращаем внимание на необычные эпитеты и на то, что в данном словаре большинство эпитетов характеризуют внутренний мир человека. Предлагаю ученикам дополнить словарь своими эпитетами, выводя на экран доски фотографии и картинки с изображением различных людей. При этом обращаю внимание учеников на то, что каждый человек имеет свою отличительную особенность внешности. Особенно класс оживляется, когда даю задание описать глаза различных артистов, политических деятелей. Так в процессе игровых заданий начинается процесс творчества: дети экспериментируют со словами, придумывая свои определения (например, о цвете глаз - «сумеречно-туманные» или «кофе, слегка разбавленный сливками»).
Так появляются оригинальные сочинения. Вот отрывок из одного. Это описание Снегурочки, что актуально в преддверии Нового года: «Васильковые смеющиеся глаза озорно смотрят из-под густых темных ресниц. Под красивым курносым носиком расплываются в улыбке рдеющие пухлые губы. Тяжелая густая русая коса перекинута через плечо».



Светлана КУРБАНСКАЯ,
учитель русского языка и литературы школы № 1429

Ссылка на статью

Вырезка из газеты