Визуализация. Эффективный метод обучения на уроках русского языка.

Интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед современной школой новые задачи. В первую очередь это построение системы образования, удовлетворяющей потребности каждого, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей из семей * иностранных граждан. Именно с такой проблемой столкнулась я, работая в классах, в которых обучаются дети с разным уровнем владения русским языком и дети с ограниченными возможностями здоровья. Для решения этой проблемы я обратилась к такому методу преподавания, как визуализация.

Психологами установлено, что основной канал, по которому человек полу­чает информацию, - это зрение. Визуализация - вынесение мыс- леобразов из внутреннего пла­на во внешний план в процессе познавательной деятельности - является одним из самых эф­фективных методов в обучении. Информация, представленная в виде ярких образов, усваивает­ся гораздо лучше.

Многие педагоги, ученые (А.А.Вербицкий, Ф.Барлетт, Р.С.Андерсон) обращались к этому методу и в своих работах доказали его эффективность. Ребенку гораздо проще понять конкретное изображение, чем абстрактные образы и правила, передаваемые словами, ска­занными учителем или напи­санными в учебниках. Картин­ка запоминается лучше, осо­бенно такая, которую ребенок создал сам, а не получил от учителя в готовом виде. Ин­формация, усвоенная таким образом, откладывается в дол­гую память и закрепляется в сознании.

Особенно важно, что ме­тод визуализации помогает лучше доносить информацию до учеников, имеющих труд­ности с ее восприятием. Речь идет не только о детях с огра­ниченными возможностями здоровья, но и о детях миг­рантов.

У детей, для которых рус­ский язык не является родным, сформирована иная языковая картина мира, и поэтому им трудно понимать и запоминать материал в абстрактной фор­ме. А вот изображение понятно всем и воспринимается всеми независимо от уровня развития и знания языка.

Я использую этот метод на уроках русского языка при изу­чении таких тем, которые тре­буют усвоения большого коли­чества правил. Например, раз­дел «Морфология» очень насы­щен информативно и вызывает затруднения в усвоении его уча­щимися. Я предлагаю моим уче­никам - шестиклассникам пред­ставить, что морфология - это Вселенная, а части речи - плане­ты, имеющие свои материки, острова. Сначала дети создают свои «модели» имени суще­ствительного, представляя эту часть речи в виде существа или предмета, имеющего опреде­ленные признаки - постоянные и непостоянные. Затем при изуче­нии каждого правила ученики создают свои карты: остров От­рицания (правило о слитном и раздельном написании не с су­ществительными), остров Шип- шип (правописание о-ё после шипящих) и так далее. Такие же карты учащиеся создают и на уроках, посвященных изучению других частей речи. На обобща­ющем уроке по теме «Имя при­лагательное» я предложила де­тям перенести все правила на один лист. Так мы перешли к по­строению интеллект-карт.

Создание интеллект-карт - один из самых эффективных способов визуализации информации, он вошел в моду и в массовое использование не так давно. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психо­логии обучения и развитии интеллекта. Это абст­рактные знания, упорядоченные в виде ярких ри­сунков и схем, ассоциации, перенесенные на бу­магу. Такой метод помогает лучшим образом сис­тематизировать все, что ребенок узнал на уроках.

Так благодаря созданным зрительным обра­зам дети абстрактным теоретическим понятиям придают конкретное осязаемое значение. На та­ких уроках каждый учащийся получает возмож­ность выразить свою индивидуальность, про­явить фантазию, почувствовать себя успешным независимо от уровня владения русским язы­ком. Так создается ситуация успеха для каждо­го и формируется интерес к предмету.

Светлана КУРБАНСКАЯ, учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 1429

Источник: "УТ" - Москва, №6, 7 февраля 2017 г.