Школа будущего, какая она? (УГ Москва)

За последнее десятилетие в нашей стране происходят существенные изменения не только в экономике, внешней и внутренней политике, но и в системе школьного образования. Это связано с совершенствованием учебного процесса, осуществляемого с применением дифференцированного подхода к обучающимся и учитывающего индивидуальные особенности личности.

Стоит только чуть пристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собою.
Николай Гоголь


Важной задачей общеобразовательной школы станет определение потенциала каждого из учеников и обеспечение проявления ими личных творческих способностей. Но для решения любой задачи необходимы определенные условия и исходные данные, которые позволят с эффективностью достигнуть поставленных целей. Такими условиями, я считаю, обязательно должны быть инновационные процессы, успешно внедренные в современной системе школьного образования.
Инновация в образовании - это нововведение, новшество в технологиях обучения, которые направлены на повышение качества результатов, то есть для развития и улучшения имеющихся технологий. Какие же изменения ждут нас в ближайшее время?
Еще несколько лет назад использования компьютеров в учебном процессе практически не было, да и школьный Интернет вряд ли позволял их применять для ускорения и упрощения работы. Но в 2013 году после централизованного обеспечения школ современной компьютерной техникой ситуация стала стремительно меняться. Сейчас учителя в своей работе успешно применяют персональные компьютеры, в школах оборудованы компьютерные классы, на занятиях используются интерактивные доски и проекторы, подключен высокоскоростной Интернет, что позволило внедрить в процесс обучения единый городской электронный журнал и дневник, систему электронного доступа в школу, развиваются открытые образовательные интернет-ресурсы, цифровые лаборатории. Но это то, что уже успешно используется, а каких нововведений мы можем ожидать в ближайшем будущем?
Чтобы соответствовать уровню развития человека в современном меняющемся мире, необходимо постоянно двигаться вперед. Поэтому в данный момент заканчивается тестирование еще одного глобального проекта в школьном образовании, призванного обеспечить школы абсолютно новой информационной средой для более качественного обучения. Речь идет о Московской электронной школе. Основной целью проекта установлено эффективное использование информационной инфраструктуры, для чего планируется создание электронной образовательной среды, которая объединит в себе всемирную сеть Интернет, локальные сети, интерактивное оборудование и др. Новая среда должна помочь своевременно внедрять передовые технологии и современные формы управления учебной деятельностью. Предполагается, что преподаватель сможет в электронном виде прикреплять задания и выставлять оценки, ученики - работать по индивидуальным учебным программам и использовать электронные библиотеки, в которых будут содержаться тысячи образовательных учебных средств: учебники, пособия, рабочие тетради, видео- и аудиоматериалы, тесты по пройденным темам для закрепления усвоения. Родителям же представится возможность постоянного общения с учителем и онлайн получения всевозможной информации о происходящем с ребенком в школе - от занятий на уроках до питания. Но это, конечно, не все инновации, которые изменят нашу школу в ближайшей перспективе. Некоторые школы уже сейчас пытаются осуществить постепенный переход от общепринятого построения учебного года: изменяют графики изучения учебных курсов, проведения экзаменов, для самостоятельной работы учеников выделяют целые дни, переносят время каникул, вводят новые профильные дисциплины и курсы, объединяют отдельные предметы, сокращают время на их изучение, вносят изменения в условия приема в школу новых учащихся. Обсуждаются варианты внедрения балльно-рейтинговой системы оценки достижений, направленной на мотивацию овладения учащимися знаниями, умениями и практическими навыками, а также переход на 12-летний срок обучения в общеобразовательной школе. Также предлагается совершенствование классно-урочной системы посредством введения так называемых нетрадиционных уроков, представляющих собой более неформальное общение педагога и обучающихся.
Конечно, все эти изменения не могут происходить без обязательного согласования с органами управления образованием, поскольку при любом инновационном внедрении обязаны выполняться требования государственного образовательного стандарта и утвержденного базисного плана для поддержания единства образовательного пространства и эквивалентности выдаваемых аттестатов разными школами.
Также нужно помнить, что для успешного результата изменений необходимо создание в школе благоприятных условий, подкрепленных четко поставленной методической работой, своевременным информированием всех участников изменений и налаженного взаимодействия педагога с учениками и коллегами.
Ну и, конечно, обязательно учитывать и контролировать возможное влияние всех нововведений на здоровье учащихся, что особенно актуально в современный век постоянного использования детьми всевозможных электронных устройств.
Мне очень повезло, что за одиннадцать лет моего обучения в школе я стала непосредственным участником многих изменений в системе образования, и я даже немного завидую сегодняшним первоклассникам, потому что им предстоит учиться в совершенно новой школе, школе будущего!



Мария НЕБАЕВА, ученица 11-го класса школы №1429 имени Героя Советского Союза Н.А.Боброва

Ссылка на статью

Вырезка из газеты